Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнедеятельности государства.
Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данной работе. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для России того времени.
Цель работы: проанализировать деятельность М. М. Сперанского и определить её значение для развития Российского государства.
В задачи работы водило:
1. Охарактеризовать формирование личности М. М. Сперанского.
2. Определить важнейшие направления деятельности М. М. Сперанского.
3. Проанализировать реформы М. М. Сперанского в период 1816 – 1825 гг. и их значение.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – деятельность М. М. Сперанского.
Предмет исследования – анализ важнейших направлений государственной деятельности М. М. Сперанского.
Методической основой исследования стал анализ историко-политической литературы, а также изучение нормативной документации по исследуемой проблеме, анализ политических и экономических процессов.
Хронологические и территориальные рамки исследования: в данном исследовании рассматриваются события 1809 – 1825 гг, происходящие на территории Российского государства.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Характеристика основных этапов жизни и деятельности М. М. Сперанского
1.1. Формирование личности М. М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году в семье бедного священника, в 1779 году начал учебу во Владимирской духовной семинарии. В 1788 году Сперанский в качестве одного из лучших семинаристов был направлен в Александро-Невскую семинарию, которая в этом же году была открыта в Петербурге. Закончил Михаил это учебное заведение в 1792 году, сразу после этого он становится преподавателем математики при всё той же семинарии.
Вел напряженную деятельность над проектом преобразований, порученную ему Александром I. Однако в 1812 году, в результате всяческих на него наговоров, Сперанский был отправлен в ссылку. В Петербург он вернулся только в 1821 году (чему, правда, предшествовала служба в Пензе и в Сибири). В царствование Николая I вел кодификационную деятельность .
В годы учебы во Владимирской семинарии у Михаила обнаруживаются блестящие способности. Сперанский значительную часть времени уделял чтению, в результате чего рассуждения Михаила приобрели характер не просто изложения мыслей по поводу прочитанного, но и познанного из жизни: он мог рассказывать о судьбах людей, особенностях их поведения. Молодой Сперанский предпочел интеллектуальную деятельность всяким развлечениям, чему во многом способствовали твердость характера и самостоятельность натуры .
Михаил Сперанский хорошо разбирался в людях. Изучение их психологии было любимым занятием Михаила. В более зрелые годы он станет знатоком психологии. Эта особенность, а как следствие, умение ладить с окружающими и нравиться им, очень помогала Михаилу Михайловичу в самых разных жизненных ситуациях .
В Александро-Невской семинарии (где Сперанский начал учиться с 1788 года) Михаил стал лучшим. Программа занятий для обучающихся была очень напряженной. Сперанского в числе остальных семинаристов в условиях сурового монашеского воспитания приучали к продолжительной умственной деятельности. Частое же написание сочинений на весьма разнообразные темы позволило обучающимся научиться легко и правильно выражать свое мнение в письменной форме. М.М. Сперанский в стенах Александро-Невской семинарии увлекался философией, изучал труды многих ученых. Учась в этом учебном заведении, Михаил написал свои первые произведения на философскую тему. В них он выразил стремление к уважению достоинства и соблюдению гражданских прав любого русского человека. Тем самым Сперанский отрицательно относился к всяческому произволу и проявлению деспотизма [19].
В 1791 году Сперанский осмелился выступить речью, которая предостерегала самого государя. Это произошло в Александро-Невской лавре. Основная идея доклада состояла в том, что государь должен познать права человека и придерживаться их, что ему не позволительно сильнее натягивать цепи рабства. Если царь этих указаний не соблюдет, то он, по словам Сперанского, "счастливый злодей", которого потомки назовут не иначе как "тираном своего отечества". Следует отметить, что в семинарии внушали учащимся совсем другие убеждения: семинаристы должны были быть покорны, уважать и бояться всех вышестоящих на карьерной лестнице людей. Однако личность Михаила Михайловича к этому времени вполне сформировался - его уже невозможно было перевоспитать, поскольку внутри себя Михаил оставался свободным человеком .
Судьба предсказывала Сперанскому роль выдающего церковного деятеля. После окончания Александро-Невской семинарии Сперанский остается работать при ней преподавателем математики. За четыре года преподавательской деятельности он еще более расширил свой кругозор - помимо увлечения философией Михаил Михайлович изучал труды ученых на экономическую и политическую темы, познавал российскую действительность; его знания становятся энциклопедическими. Современники замечают в нем перспективного церковного деятеля - митрополит Гавриил настаивает на принятии монашества. Но Сперанский этого предложения не принял - судьба приготовила ему роль выдающегося государственного деятеля .
1.2. Важнейшие направления деятельности М. М. Сперанского
После обучения и работы в Александро-Невской семинарии Сперанский становится домашним секретарём А.Б. Куракина. Князю Куракину Сперанский был порекомендован как человек, знающий свое дело; но прежде чем Михаил Михайлович был принят, ему пришлось сдать экзамен. Князь велел Сперанскому составить одиннадцать писем, которые были обращены к разным людям, однако точную информацию князь не дал - о корреспонденции с ними Куракин поведал в общих чертах. Когда же в шесть часов утра письма были предоставлены Куракину, тот очень удивился, насколько изящным слогом они все были написаны. Начав службу у князя, М.М. Сперанский не прекратил преподавательскую деятельность в Александро-
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
Источники
1.Александров Г. Н. Мои воспоминания о гр. Сперанском // Русский архив.1904. № 11;
2. Баснин П. П. Воспоминания о Сперанском // Русский вестник. 1093. № 1;
3. Гринвальд И. Сперанский и Багульянский. Участие их в составлении Свода узаконений для прибалтийских губерний // Русская старина. 1882. № 7.;
4. Дружеские письма графа М.М. Сперанского к П.Г. Массальскому. -СПб., 1862. -С. 125.
5. Журналы Комитета министров. Царствование императора Александра I. 1802-1812 гг./под ред. А.Н. Куломзина. Т. 1. СПб., 1888. С. 251-253
6. Никитенко А. В. Воспоминания о М. М. Сперанском. СПб., 1872;
7. Опись бумаг М. М. Сперанского 1812 г. Под ред. Н. В. Голицына. Пг., 1916;
8. Письма М.М. Сперанского из Сибири к его дочери Елизавете Михайловне. - М., 1869. - С. 55.
9. Полное собрание законов Российской империи / Собрание 1-е. С 1649 г. по 12 декабря 1825 г.). СПб., 1830. Т. 1 .45.
10. Протоколы Негласного комитета: в кн.: Вел. кн. Николай Михайлович. Граф П.А. Строганов. Т. 1-3. Спб., 1903
Литература
11. Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. Экономической политики и государственно-частного партнерства, ––М. : МГИМО-Университет, 2015. –– 412, [1] с. 181-257 –– (Учебники МГИМО)
12. Душкова Н.А. Россия в контексте мировой истории: учебное пособие. Воронеж, изд-во ВГТУ, 2000
13. История отечественного государства и права. Часть вторая. Под редакцией д.ю.н., заслуженного профессора МГУ О.И. Чистякова. - издание третье, перераб. и дополнен. С. 155 // Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф. - Режим доступа: - http://www.consultant.ru
14. Исаев, И.А. История политических и правовых учений России: Учебник / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
15. История России: учебник для вузов / Ред. Казанцев Ю.И. - М.: Инфра-М, 2000. - 568с
16. Кузьбожев, Э.Н. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева. - М.: Юрайт, 2013. - 470 c.
17. Ледяев В., Ледяева О. Многомерность политической власти: концептуальные дискуссии // Логос. № 4–5 (39). 2003. С. 25.
18. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти. — М., 1999. – 452с.
19. Мухаев, Р.Т. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 770 c.
20. Чураков, Д.О. История россии: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д.О. Чураков, С.А. Саркисян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 431 c.